Таких девочек, как Оля Шурова, хочется тиражировать. От одной беседы с ней расправляются крылья за спиной, о которых ты, возможно, даже не знала. За ней хочется записывать, и ее хочется очень внимательно слушать, потому что она Настоящая с большой буквы Н. Ее часто называют музой, а что она сама вкладывает в это понятие?
Перед тем как ты отложишь в сторонку все дела (а мы настоятельно рекомендуем тебе поступить именно так) и погрузишься в нашу беседу с Олей Шуровой, напоминаем тебе о других интервью с "Девочкой в стиле Oh My Look!", которые ты, возможно, пропустила: с Линой Христофоровой, с Мариной Карприй, с Катей Сильченко, с Настей Голобородько, с Анной-Марией Коваль, с Надей Дорофеевой.
А теперь давай знакомиться с еще одной удивительной, вдохновляющей девочкой...
На этой неделе все поехали во Львов слушать джаз. Вы с Димой не поехали. Почему?
Мы неоднократно были на «Альфа Джаз Фесте», но в этом году, с 30 июня, у нас будет целая серия своих концертов практически каждый день, поэтому мы должны готовиться. Ходишь на чужие концерты – пропускаешь свои :) Зато получаем удовольствие от пустого города!
В одном из своих интервью ты сказала, что организовываешь атмосферу для творчества другого человека. Как эту атмосферу можно описать? Что это за атмосфера?
Тут ничего мистического или сакрального нет. Это бытовые вопросы. Моя задача - по максимуму отмести все земные заботы, чтобы у человека освободилось время и пространство в душе для творчества. Когда ты все время думаешь, как все организовать, что поесть, во что одеться - то на творчество не остается никаких сил. Современный быт устроен так, что люди оказались в рабстве у машин. Постоянно приходится думать о том, что вы не поменяли фильтр в посудомойке, на заменили батарейку в пульте, не почистили что-то, не отремонтировали…. Мы рабы машин, которыми окружены. Это высасывает много времени, денег, сил. Поэтому мне хочется взять это все на себя.
Муза – это не фея, муза – это ломовая лошадь. При этом должна признаться, что как бы я ни расчищала пространство, все равно на Диме остается огромное количество всяких забот. У нас нет большой команды, мы с ним все делаем вдвоем. Только недавно у нас появился концертный менеджер. Основные стратегические вещи - на нас.
Почему не наберете себе команду?
Мы пока не можем себе этого позволить. Мы же не продаем вещи или услуги, ничего не сдаем в аренду, чтобы иметь прогнозируемый и стабильный финансовый прирост. Продажа интеллектуальной собственности в принципе всегда была сложной штукой, особенно в нашей стране. А музыка – и подавно. Музыка – это ничего. Это же даже не картина, которую можно повесить у себя дома, или два раза перепродать. Тут есть свои определенные сложности.
А вот еще в одном интервью ты сказала, что поэтизируешь быт. Как это тебе удается?
Я вообще человек очень укорененный. Мне так удобнее и уютнее жить. От природы, с самого детства, я склонна уходить в астрал, поэтому мне обязательно нужно себя укоренять. Я беру лопату, сажая себя в ямку, и начинаю корнями туда прорастать. Быт – это очень классный якорь. Я совсем не приземлённый человек, и именно при помощи быта я нахожу себе почву под ногами, возможность вообще жить в этом ужасном, неуютном мире. Мне нравится окружать себя красивыми вещами, интересными людьми – в этом плане я эгоист, тяну на себя все самое лучшее.
А как ты отдыхаешь?
Самый лучший отдых для меня – это провести время в одиночестве. Поваляться на диване, почитать книгу.
Тебе комфортно быть наедине с собой, да?
Поскольку у меня этого одиночества в жизни не очень много, то я в нем даже нуждаюсь. У нас вся семья такая. Это не удивительно, поскольку вся деятельность связана с общением и социализацией, от этого часто хочется отдохнуть. Для нас отдых – лечь вдвоем, полежать, посмотреть в потолок. Конечно, мы любим путешествовать, но это редко можно назвать отдыхом. Мы так путешествуем, что потом еще отпуск нужен, чтобы отлежаться.
Дима спешит тебе первой показать музыку, которую он создал?
Я довольно критичный слушатель. Иногда я его даже злю немного своим критиканством. Я же люблю его не за творчество и не за его песни. Я люблю его за то, какой он человек, или вообще неведомо, за что, но уж точно не за песни. Музыка – это часть большого паззла его как личности, но точно не главная причина. Так что, может быть, я не самый восторженный ценитель.
Ты оставила свой пост главного редактора в «Экспресс газете». Это было осознанное решение, или так сложились обстоятельства?
Обстоятельства, способствующие этому решению, были. На тот момент мы остались без менеджерской команды. Мы с Pianoбой сделали целый тур и записали альбом без менеджмента, и это забрало огромную часть моего времени. Все это мы делали с Димой вдвоем, и стало понятно, что либо я загремлю в психушку, либо меня нужно освобождать от полноценной работы редактора в газете. Это были абсолютно нечеловеческие нагрузки. Я решила уйти и не жалею.
Как вашему сыну Леве живется в такой атмосфере?
Мне кажется, ему живется очень нахально. Он получает от жизни то, о чем другие дети только мечтают. Если бы я в его возрасте увидела то, что видит он, это было бы для меня чем-то запредельным. А ему – все в порядке вещей. Таких детей уже сложно чем-то удивить, они более прожженные, что ли.
Какие ты в этомвидишь положительные моменты, и чем это может быть чревато, относительно воспитания и становления личности ребенка?
Хорошего – много. Я верю, что самое главное, что может сделать родитель для своего ребенка, это окружить его правильными людьми. Если вокруг интересные и содержательные люди, ребенок сам от них наберется хорошего.
С другой стороны, сейчас темп жизни такой, что и общение становится очень поверхностным. Это раньше интересные люди собирались у какого-нибудь Корнея Чуковского, вели неспешные, глубокие разговоры. А сейчас – времени на это ни у кого нет. Мне хотелось бы со многими нашими знакомыми контактировать глубже, основательнее. И чтобы ребенок тоже все это впитывал. Вот, к примеру, Андрей Хлывнюк – я им восхищаюсь! Это не только автор, феноменальный лирик, но и гений нашего времени. Это, конечно, через время станет понятно, но я чувствую это уже прямо сейчас – это будущий классик… Но возможностей вот так глубоко общаться – слишком мало. Ребенок таких людей видит, знает, может с ними поздороваться, считает их своими приятелями – но он не успевает взять от них все самое интересное, классное и содержательное. Такова наша жизнь сейчас – нет времени ни у кого.
Какая ты мама?
В первую очередь - сомневающаяся. Это наиболее точное определение для меня. Я не наседка и не клуша, хотя, к сыну с его рождения, ввиду его проблем со здоровьем, у меня очень тревожная и сакральная любовь. Он держал нас в напряжении много лет – все ли с ним будет в порядке? От этого устаешь очень сильно. Между нами сложные, мощные, тонкие энергетические отношения, поэтому мы нуждаемся в отдыхе друг от друга. Главный человек, который помог нам всем выжить после рождения Льва, – это моя мама. Так что пользуясь случаем, передаю привет своим любимым родителям!
Вполне возможно, что Лева захочет стать музыкантом...
Сейчас очень сложно сказать. Его желания и интересы меняются настолько быстро.
Ну, по крайней мере, у него есть такая опция, правда? Ведь у него есть способности и талант к этому.
Да, он музыкально одарен, но эта одаренность имеет генетическую подоплеку. Он безошибочно угадывает тональность любой песни по радио - просто так, развлечения ради. Другое дело – как он воспользуется этим. Это будет исключительно его желание и решение. Они с Димой разные – по характеру и энергетической силе. Дима более сильный и сконцентрированный. Он такой человек, что его невозможно сбить с пути. Лева более мягкий, гибкий, он больше интересуется миром в целом, в то время как у Димы интровертный характер. У Льва более широкий кругозор, поэтому, возможно, он не станет заниматься сугубо музыкой, а станет музыкальным продюсером, или режиссером – ему бы подошла специальность, где нужно задействовать широкий спектр умений. Сейчас очень сложно сказать.
Может быть, он вообще вдруг возьмет, и станет бизнесменом.
Это вряд ли – для этого нужна немного другая эмоциональная подковка. Для того, чтобы бизнесом заниматься, не стоит с самого детства развивать эмоциональную сферу. Там ведь наоборот нужно "кастрировать" некоторые вещи, чтобы преуспеть. А вот кино, реклама, любая другая креативная сфера – да. Он много знает, быстро учится, умеет все эти вещи объединять, быстро монтирует. Посмотрим. Мы ничего ему не навязываем.
А как направить, увидеть, вовремя помочь и поддержать в интересном деле?
В наш век этих диких технологий, когда ребенок 24 часа в сутки пялится в экран, очень важно его чем-то заинтересовать. Если этого не сделать, он уже в десять лет уйдет от тебя в виртуальный мир, и ты уже его не вытащишь. Потому что виртуальный мир – намного интереснее, ярче и легче. А в жизни нужно прилагать больше усилий, труда, биться каждый день башкой об стену – не каждый любит подобными вещами заниматься. Поэтому надо дать ребенку интерес к чему-то в этой жизни – к книгам, к программированию, к спорту, к стройке, к ремонту, к законам природы, даже к деньгам – к чему-то конструктивному и созидательному. И дать ему внутри этого интереса развиваться. Тогда человеку интересно жить реальную жизнь.
Ты воспитываешь его как мальчика? Говоришь, что вот так, мол, мужчины не поступают, а поступают вот так…
Для мужчины самое главное – это иметь дело. У Левы перед глазами пример отца, у которого такое дело, безусловно, есть. Сын видит, что папа не просто сидит целыми днями, закрывшись в комнате, и сочиняет музыку. Нет, он решает миллион разных вопросов, что-то постоянно организовывает, держит под контролем, вникает в юридические, финансовые нюансы, расписывает ноты и раздает оркестровки каждому музыканту перед концертом. Нужно очень сильно гореть своим делом, чтобы это все выполнять. И это все наверняка дает Льву представление о том, что такое ответственность. Дело – это главное, все остальное прилипнет.
К тому же, Лева много времени проводит с моими родителями, и они с дедушкой делают множество вещей своими руками: мастерят из дерева, сами делают мебель, возятся в земле, смотрят, как растет морковка. Я рада, что мой сын не думает, что морковка растет на дереве :)
Лева – боевой парень?
Дети все изначально рождаются с разной витальной силой. Кого-то можно взять и бить об угол дома – и ничего ему не будет, он вырастет сильным и выносливым. А кто-то рождается настолько нежным, что его нужно оберегать, как розу Маленького принца. У нас скорее второй вариант. Поэтому я не наседаю на него насчет подобных стереотипов.
Лева вообще нас немного сломал – мы рассчитывали чуть-чуть на другое, в том смысле, что он потребовал к себе намного больше нашей заботы, чем мы думали. Поэтому перед нами стояла задача просто его хотя бы уберечь и вырастить. Никто из нас не знал, что такое воспитывать. И вот сейчас ему 12 лет, и мы думаем, что пора бы уже и повоспитывать, но мне порой кажется, что уже поздно.
Сейчас актуально говорить о том, что такое «современная женщина». Роль женщины в обществе меняется - от женственной домохозяйки в самостоятельную и состоявшуюся женщину. Не вредит такой перекос молодой девушке?
Лично я всегда плаваю против течения. И думаю, что общественные стереотипы никогда не навредят тому, кто к этому не предрасположен. Есть такие девочки "няшные", но эта женственность – лишь маркетинговый ход. Копни – а там совсем другое. Ни одну из ролей нельзя себе навязать или сыграть.
Я считаю так: если ты чувствуешь, что ты лбом пробьешь любую стену, значит, делай карьеру, реализовывайся, не надо себя насиловать, варить борщи… И так же в обратную сторону: если чувствуешь, что у тебя слишком мягкий лоб, то можно тоже отпустить эту ситуацию с карьерой и заниматься чем-то просто для себя – вышивать крестиком, завести себе увлекательное хобби.
Страшен не перекос в сторону карьеры, а совсем другое: утверждение, что женщина должна успешно сочетать карьеру и семью. В голову женщины закладывают идею, что она должна преуспеть на миллион процентов и в работе, и как домохозяйка - в этом и есть корень неврозов и прочих срывов. Далеко не всех детей можно сочетать далеко не со всеми карьерами.
Не верьте фейсбуку. Молодые девчонки смотрят – а там такие все страшно успешные, блоггерши, мамы, и прочие леди. Не надо путать профайл и реальную жизнь. Часто бывает, что у этой супер-успешной мамы и бизнес-леди три повара, четыре няни и два водителя. Нужно понимать, что каждый человек затрачивает разные усилия на достижения одних и тех же целей. А у кого-то нет возможности нанять няню и повара, чтобы сочетать карьеру и детей, и в итоге такая женщина просто угробится в этой гонке.
Я, например, в один прекрасный момент поняла, что я не умею каких-то вещей и не хочу им учиться. Я себя слишком хорошо знаю и слишком хорошо вижу, как все работает, и какая у чего цена. Я такую цену за такой успех не хочу платить. Но это выбор каждого человека.
Ты из Шахтерска, правда?
Да, из города, который теперь знаменит этой страшной авиакатастрофой.
Это в целом довольно депрессивный регион. Хочу спросить, какой отпечаток малая родина оставила? Какой отпечаток ты несешь в себе из тех краев?
В Киеве живут и действуют много крутых специалистов родом из Донецкой области: Денис Иванов, Женя Филатов, Денис Козловский, Максим Лазебник, Лиля Подкопаева, Ирэн Роздобудько, всех не перечислишь. Вообще, вот эта тусовка «киевские-донецкие» - это очень большая прослойка людей, и многие даже не знают, что эти личности, которые двигают вперед самые разнообразные сферы украинской культуры, приехали из Донбасса.
Я пришла к выводу, что есть одна вещь, которая нас всех объединяет. Так как росли мы в депрессивном регионе, где 90% населения – индустриальный люмпен и «братки», то нам пришлось выработать привычку очень жестко противостоять этой действительности и быстро, плотно кучковаться и создавать свой междусобойчик думающих, культурных людей. Эта привычка, наверное, остается с нами навсегда. Мы быстро вычисляем «своих» и потом держимся друг за друга.
Я сходу могу назвать десяток людей из Донецка, которых посреди ночи разбуди – и они споют тебе песню Битлз с любого куплета. Но чтобы вспомнить таких киевлян, мне надо напрячься. Не в смысле, что их меньше (их, скорее всего, больше), а в смысле, что я их меньше знаю.
Да, регион депрессивный, но именно поэтому он заставляет эту маленькую прослойку людей, которые имеют прямое отношение к мировой цивилизации, уходить во внутреннюю эмиграцию. Недоброжелательность окружающей среды и есть тот самый лакмус или даже толчок. Это определенно плюс для кого-то, кто, сопротивляясь, становится сильнее. Пример тому – художник Сергей Дегтярев, который родился в Донецке, ничего кроме терриконов не видел, и смог раскрыть свой талант, вопреки всему. Вырос в своем вымышленном мире, и когда впервые увидел Карпаты, это было похоже на чудо. Все интересные люди из Донбасса выросли в своей крошечной тусовке либо вообще в четырех стенах с книгами и кино.
От чего тебе легко отказаться?
От понтов. Я самый беспонтовый человек в Киеве :) Вообще, это по большому счету маркетинг, пиар и обман. Я уважаю маркетинг в целом – это хороший инструмент, который может быть использован даже очень красиво, сродни арт-перфомансу. Но все же мне намного лучше живется без этого красивого обмана.
А какие привязанности ты за собой замечаешь?
Хотелось бы, наверное, иметь поменьше привязанностей. Хотя, со многими из них я расстаюсь, кроме тех, которые касаются семьи. Эмоционально я очень привязана к своей семье. Как у Ослика Иа: «Это мой хвост, и я к нему очень привязан». Кроме того, я привязана к красоте, я законченный эстет, мне нужно чтобы вокруг было много красоты. Поэтому я люблю путешествовать. В последнее время и в Украине я вижу развитие, это очень хорошо. Не так быстро, как хотелось бы, но все же.
Где прямо вот очень красиво?
Мне лично красиво там, где есть культурные слои, история. Я люблю старые европейские города. Я культуролог по образованию, понимаешь? Хотя, и Азию тоже люблю. Регулярно езжу в Индию. Любопытно наблюдать, как туда пробирается глобализация. В виде пластиковой посуды, кульков, европейской одежды. Раньше этого всего и в помине не было – все ели с бананового листа, и все ходили в сари. В удивительное время мы живем.
Охарактеризуй, каково это – быть женой музыканта?
Захватывающе, остро и ответственно.
Текст: Арина Сидоркина
Фото:Таня Гайдаржи