повернутися назад
Философ «Кураж Базара» Алена Гудкова о семье, благотворительности и потере бизнеса
Мрієш про ідеальну фотографії? Photoroom by Oh My Look може все!більше про photoroom

Сколько бы раз мы ни признавались в любви к Алене, всех слов мира не хватит, чтобы описать наше восхищение и гордость. Она – девочка-кураж, девочка-идея и девочка-абсолютная-искренность. Её можно слушать бесконечно, и это всегда будет очень интересно, эмоционально и с душой. Так что срочно откладывай все дела и скорее читай наше интервью!

Я буду называть какой-то возраст, а вам нужно сказать самое яркое воспоминание, которое с ним ассоциируется.

Окей!

6 лет.

Я на тихом часу в садике читаю книжки детям, пока учительница красит себе ногти в красный цвет.

10 лет.

Сицилия, ездила к своей «приемной» итальянской семье.  

16 лет.

Побывала на Казантипе.

20 лет.

Устроилась на работу в ивент-агентство. С этого началась вся эта история, которая длится до сих пор.

26 лет.

Я потеряла бизнес. И это случилось не совсем органически. Меня настоятельно попросили выйти два моих партнера. В то время у меня не было ни юриста, ни вообще понимания, как поступать в такой ситуации. Я повелась на всю эту историю и оказалась у разбитого корыта в бизнесе, который начинала сама.

Сказать, что мне было хреново – это не сказать ничего. Я впала в такую депрессию, что её, наверное, вообще нужно было лечить медикаментозно. В течение трех недель практически не двигалась. У меня попросту не было сил, чтобы встать. Я была очень унижена и раздавлена. Потеря бизнеса сломала меня очень сильно. Выйти из этого состояния я не могла практически полгода. И пережить такое не могу пожелать никому, даже тем людям, которые мне это состояние, собственно, организовали.

Помогло мне то, что я начала увлекаться сноубордингом. Это был январь, все друзья уехали, я рассталась с парнем, с которым у меня были длительные отношения. Точнее, он бросил меня такую, проблемную. В общем, мне был полный кирдык. И вот на Рождество, когда все разъехались, я вообще без копейки в кармане начала ездить в Протасов яр и кататься на сноуборде с одним мальчиком. Он быстро понял, что у меня финансовые проблемы и занимался со мной бесплатно. За три месяца я из человека, который вообще никогда не стоял на доске, превратилась в хорошего сноубордиста, который даже может прыгать с мини-трамплина.

Если бы я сейчас выбирала, что делать после потери бизнеса, то, конечно, не тратила бы так много времени на страдания. Просто приняла бы это событие, как дань, и отдыхала. К сожалению или к счастью, тот момент был моим последним затяжным отпуском. Поэтому я жалею, что не провела его с пользой для себя. Когда я сталкиваюсь с подобными случаями у своих друзей или коллег, то говорю им: «Слушай, у меня была похожая ситуация. Может, даже хуже. Я провела полгода в адских страданиях. Зачем – не понятно. Это абсолютно ничего не изменило. Ни психологию людей, которые меня обидели, ни мою ситуацию с работой».

В тему отдыха: американский дизайнер Стефан Загмайстер раз в 7 лет полностью закрывает свою студию и устраивает годовой перерыв в работе. Планируете ли вы однажды взять длинный отпуск?

Да, я собираюсь во время своей следующей беременности немножечко отдохнуть, а не лететь на пятый день на барахолку с ребенком, чтобы встречать гостей. Всю свою первую беременность я была на работе и вышла мгновенно после родов. Из-за этого у меня произошел достаточно большой гормональный сбой. Технически я себя чувствую хорошо, но некоторые функции тела говорят: «Отдохни! Побудь с ребенком!» Тогда я их не послушала и разгребаю эту историю до сих пор.

В то же время, не могу сказать, чтобы мне хотелось пойти в какой-то затяжной отпуск, потому что я занимаюсь тем, что вообще меня не напрягает.

На одном из своих недавних выступлений вы говорили: «Я не помню, кто именно навязал мне мысль о том, что дети с особенностями развития плохие, но я бы очень хотела встретиться с этим человеком и задать ему пару вопросов». Расскажите детальней о том, как изменилось ваше отношение к таким детям.

Оно поменялось кардинально. Я выросла на Отрадном, где детей с инвалидностью вообще нельзя было увидеть на улице. Это сейчас я понимаю, что их было очень много. Просто их не показывали. Мамы детей с особенностями развития часто выводят их погулять на площадку ночью, когда на улице уже почти никого нет.

В детстве мне никто специально не навязывал негативное отношение, но это вот немое непоявление в обществе само по себе говорило, что ограниченные возможности – это отвратительно, грязно.  

Начались мои изменения с ситуации на Бали. Я была тогда беременна; может, из-за того была такая сентиментальная. Мы жили в Убуде, это город среди джунглей, где нет ни одного нормального, пологого спуска. И вот в один день вижу парня в татуировках и с сигаретой в руке, который под дождем едет на инвалидной коляске смотреть на парк обезьян. Я тогда подумала: «В смысле? Как такое вообще возможно?»  

Глобально, у меня было несколько стадий принятия ситуации. Сначала, видя детей с ограниченными возможностями, я плакала – как и все, кто начинает с ними работать. Испытывала жалость. Но это все лишние чувства в работе с такими людьми, потому что на самом деле они не отличаются от нас. Та же жалость показывает: «Я как бы добренькая, но я все равно вижу, что ты не такой, как я, и поэтому мне тебя жалко».

Точно так же и в инклюзивном лагере для детей с комплексными нарушениями. Сколько бы ты там не работала, каждый раз у тебя стоит ком в горле, потому что кто-то бьется головой об пол, кто-то не может покушать, кто-то не может сходить в туалет.  

Но со временем ты привыкаешь и адаптируешься. Вот с этого момента у меня все и началось. По сути, это было совсем недавно, всего лишь позапрошлой зимой. Мы постепенно начали качать эту тему. А этой зимой я окончательно приняла решение взять донором «Кураж Базара» именно детей с ментальной и физической инвалидностью.

Кроме семьи, для меня сейчас нет ничего важнее благотворительности. Осознание этой мысли подарило мне очень много вдохновения, и на основе нее в следующем году я буду развивать ещё два новых проекта.

Можете рассказать про день, когда вы всей командой поехали в инклюзивный лагерь?

Это было примерно через месяц после Благотворительной барахолки. Как руководитель проекта, собравшего 300 тысяч на лагерь, я хотела дать своей команде почувствовать эти деньги. Посмотреть, куда они были потрачены. Ведь мы их сразу отдаем, ничего себе на них не покупаем, и цифру на бумаге сложно ощутить. Однако богатство – не всегда в осязаемых вещах.

Это был один из лучших дней в моей жизни! За каждой девочкой закрепили одного или нескольких детей, и мы работали с утра до самого вечера. С такими детьми ты особо не погуляешь, им все время нужна помощь. Они убегают, кричат, кусаются. Кто-то просто постоянно смеется. Бывают очень разные реакции. Но ты принимаешь, что раздражение не возникает.

У меня был подобный инсайт со своим сыном Матвеем. Когда он родился, я как мама новенькая ничего не понимала. Он постоянно кричал, ему всё было плохо. И в какой-то момент я была очень уставшая и прям схватила его и подумала: «Фак! Ну чего ты орешь?!» А потом ко мне пришло быстрое осознание, что он так со мной общается. И он не может делать это по-другому!

С этими детьми точно так же. Ты понимаешь, что ребенок не со зла разлил на тебя компот, рычит или убегает. Это просто особенность его развития.

Что нужно сделать, чтобы в Украине исчезла культура осуждения?

Я считаю, что все начнется исключительно с образовательной реформы. Ничего не получится, если ваш ребенок возвращается домой после Барселон, Амстердамов и Карпат и попадает в школу, где его называют глупым, ведь он не понимает алгебру, или недалеким, потому что он не знает какое-то правило.

Что касается детей с инвалидностью, то очень важно объяснять всем: синдром Дауна – это просто ошибка генов, он вообще не предсказуемый. Аутизм не передается по наследству. Основная причина ДЦП – это родовая травма (а в чреве ребенок может быть полностью здоровый). Очень часто люди пишут в комментариях под моими постами о детях-аутистах: «Это мамы виноваты, не надо пить и употреблять наркотики!» Но в реальности, все совсем не так.

Многое меняют родители, которые освещают в Сети жизнь своих особенных, классных детей. Недавно я наткнулась на сумасшедшую Инстаграм-страницу одной женщины, которая потеряла ребенка от рака. Она полностью описала всю историю болезни. Была даже фотография, как она с ним прощается. Эта женщина говорит: я знаю, что таких мам есть очень много. Они никогда об этом не напишут, но вместе со мной смогут поплакать и перестать чувствовать себя одинокими». Социальные сети делают много зла, но они создают так же много добра.

Как изменилось ваше отношение к неконструктивной критике в течение всей истории «Кураж Базара»?

Мне сейчас всё страшнее общаться не со своими знакомыми и делиться какими-то личными вещами. Очень сложно, когда те, кто никогда не был на барахолке, кто вообще не понимает, о чем я, о чем «Кураж Базар», внезапно начинают поливать меня грязью.

Знаете, есть такая украинская поговорка: «Разом і батька легше бити». Вот для меня это полностью олицетворяет менталитет людей, которые в Сети не объединяются, а дружат против кого-то. Одна мелочь может стать для людей поводом выгрузить свою неудовлетворенность, желчь и все остальное.

Так что моя позиция изменилась следующим образом: я просто блокирую таких людей, и они не имеют доступа к моей жизни.

Примерно год назад вас в интервью вас спрашивали, какое было самое запоминающееся событие за всю историю «Кураж Базара». Тогда вы назвали концерты «ДахаБраха» и «Мгзавреби». А что добавилось к этому списку за прошедшее время?

Больше всего мне запомнился момент, когда у Леры Галич на «Кураже» начались роды. Мы с ней прыгнули в скорую помощь, поехали в роддом, и через 4 часа родился Даня Галич, мой крестник. Для меня это очень важное событие, потому что я считаю, что дети – как маленькие Будды. Они знают, где нужно появиться на свет. И если ребенок выбрал «Кураж Базар», то он точно знает, что ему тут будет хорошо.

Это, кстати, не первый случай, когда от нас уезжают в роддом. Причина, скорее всего, в том, что люди много времени проводят на ногах. Но будем верить, что детям просто у нас классно.

Еще, конечно же, мне очень запомнилось выступление Дорна. Я вообще большая поклонница Вани и его творчества, восхищаюсь его трудоголизмом. На нашем мероприятии он выступал полностью бесплатно. Пел вместе с детьми с инвалидностью, создал целый гимн. Для меня это апогей всей карьеры!

Понятное дело, учитывая карму «Куража», именно в момент Ваниного выступления начался адский дождь. Дети вместе со взрослыми переносили всю технику. Но в результате все получилось супервесело!

Как вы сочетаете в своей жизни планирование и спонтанность?

Раньше с планированием у меня все было очень жестко. Когда я научилась это делать, то превратилась в настоящего фрика. Я и теперь не могу представить свою жизнь без Гугл Календаря и Вандерлиста, потому что эти планировщики серьезно улучшают работу как конкретного человека, так и всей команды в целом.

Сейчас я даю себе небольшие поблажки в планировании, ведь у меня есть такое веское обстоятельство, как очень маленький Матвейчик. У него всегда есть свои планы на мои дела. То голова внезапно разболелась, то насморк начался, то зуб стал резаться. Так что я теперь гораздо легче отношусь к жесткому планированию.

Но по-прежнему требую этого от своей команды! Ведь без четкого графика задач ничего не получится, это факт. Творческая богема, которая спит до 12 часов и работает лишь тогда, когда есть вдохновение, никогда не добивается успеха.

Какие советы вы можете дать тем, кто мечтает организовать свой бизнес?

Я хочу сказать, что если есть возможность зарабатывать где-то на наемном месте, то лучше выбирать такой вариант. Это только кажется, что свой бизнес – это когда ты запустил компанию, открыл офис и сразу поехал на Кубу. Ничего подобного! Ты работаешь 24 часа в сутки, несешь за всех ответственность, всем платишь зарплату. И платишь во всех случаях, даже если выпал дождь и на мероприятие никто не пришел.

Вы не раз говорили, что для вас деньги не в приоритете. Как изменилось ваше отношение к финансам в течение жизни?

Деньги перестают быть приоритетом тогда, когда у тебя уже их было очень много. Например, однажды я сказала себе: «Блин, никогда не заработаю 20 тысяч долларов за месяц!» А потом взяла и заработала. А затем еще раз для закрепления результата. После этого финансовые достижения перестали быть для меня целью.

Но я хочу добавить, что деньги – это все-таки очень важно. Потому что наличие денег – это подтверждение того, что человек состоялся. Почему и говорят «состоятельный» человек, то есть тот, кто состоялся в чем-то, люди его за это ценят и, скажем так, голосуют копейкой.

Какая, по вашему мнению, настоящая девочка?

Учитывая, что я занимаюсь благотворительностью для детей с инвалидностью, для меня вообще нет такого понятия, как «нормальный – ненормальный», «настоящий – ненастоящий». Я считаю, что все девочки – настоящие. Если она считает себя настоящей девочкой – значит, она настоящая девочка.

Как изменилось ваше отношение к женской дружбе в течение жизни?

Я считаю, что это одна из тех немногих нематериальных вещей, которые помогают девочкам жить. При этом, очень важно, чтобы твои подружки были такими же самодостаточными, как и ты. Потому что если у тебя все классно, а у нее нет, то это будет ее дико злить, и она не станет с тобой дружить. Это как в отношениях, знаете, говорят, что нельзя начинать встречаться с мальчиком или с девочкой, у которых куча своих вопросов, потому что они будут переносить все эти претензии на тебя.

У меня суперподруги. Одна из них – Лера Бородина. Это человек, который восхищает меня и в профессиональном плане, и в личном. Люблю её очень сильно!

Какие ваши самые любимые традиции в жизни? Например, вы однажды писали, что каждый год ездите в отпуск в январе.

Да, я очень люблю традиции, потому что это суперклей отношений в семье. Когда ты проводишь день за днем в одном доме, с одними и теми же людьми, в одном и том же режиме – то очень легко забыть, почему вы все вообще тут собрались.

Во время каждого визита в Барселону мы в Zara Home покупаем нашему Матвею плед. У него есть уже несколько таких, и он всеми ими пользуется.

На Новый год всегда пишем друг другу письма.

В конце июля вместе с ребенком всегда ездим отдыхать в Одессу, в одно и то же место.

В январе 100% не остаемся дома, обязательно отправляемся в путешествие.

Воскресенье всегда проводим в кругу семьи, и это вообще не обсуждается, как бы заняты мы ни были.

Если бы мировоззрение людей можно было перезагрузить, как программное обеспечение, какие «программы» вы бы удалили?

Я бы хотела, чтобы у всех отсутствовал ген агрессии, как это происходит у золотистых ретриверов. А ещё чтобы девочки не поправлялись от углеводов!

Подготовила Нина Коробко.